КОНЦЕПЦИЯ БУДУЩЕГО

Круглый стол руководителей общеобразовательных учреждений, организованный департаментом образования и науки и областной Ассоциацией педагогических работников (АПР), прошедший в минувшую среду в Брянском городском лицее № 27 имени Героя Советского Союза И.Е. Кустова, посвящался разработке Концепции развития системы образования Брянской области на период до 2025 года, в рамках реализации Партпроекта «Единой России» «Модернизация образования»

 

УЧЕСТЬ ПОЗИЦИИ КАЖДОГО

Как прозвучало на открытии круглого стола, уже есть программные документы федерального и регионального уровней по развитию образования как краткосрочные — до 2020 года, так и на более долгую перспективу, но по-прежнему остаётся необходимость создания Концепции развития системы образования, которая бы позволила учесть региональные особенности и болевые точки. И здесь без участия педагогического сообщества, без профессиональных советов не обойтись. Разработка Концепции на период до 2025 года должна быть делом коллективным, и в лице АПР, объединяющей работников образования области, разработчики документа могут получить коллективного советчика и аналитика. На площадке круглого стола произошёл обмен мнениями, в выступлениях с мест было указано на те самые болевые точки, которые надо учесть при работе над Концепцией. Участники определились прежде всего в том, что должна быть полная ясность в содержании того или иного понятия, термина, обозначающих основные направления развития образования, методы и формы, к которым следует прибегать при разработке и реализации Концепции. К примеру, что должно подразумеваться под определением «практико-ориентированное обучение» (ПОО), какое место оно должно занимать в свете региональной Концепции развития образования.

— В школе ученикам должно быть интересно при любой концепции, — резонно заметила первый заместитель директора департамента образования и науки Т.В. Кулешова, касаясь на круглом столе вопроса состояния, основных проблем и целевых ориентиров развития областной системы образования до 2020 года. — И возникают вопросы: как должно проявлять себя практико-ориентированное обучение, допустим, на литературе? Не стоит допускать перекоса в сторону преимущественно технического обучения. Надо соблюдать баланс между гуманитарным и техническим образованием. По мнению Т.В. Кулешовой, выполняя профориентационную задачу по привлечению школьников на учёбу в учреждения СПО (а такая задача стоит, поскольку стране требуются квалифицированные рабочие кадры), нужно брать пример из практики работы педагогов в центрах технического образования. Там, где преподаватели БГТУ непосредственно, напрямую общались с учащимися центров, оттуда больше всего выпускников поступили в этот университет. Необходимо приближать к школьникам и систему среднего профессионального образования. По её словам, Концепция развития образования области в общих чертах уже составлена, но важно ещё услышать мнения представителей педагогического сообщества, учесть их до того, как будет обнародована Концепция. Что же касается потенциала брянских педагогов, он высок. Об этом свидетельствует ежегодное попадание образовательных учреждений в число лучших школ России — ТОП-100, ТОП-200, ТОП-500.

Цели практико-ориентированного обучения меняются по сравнению с теми, которые ПОО ставило перед собой в 90-е годы прошлого века, как заметил заместитель председателя АПР, народный учитель РФ И.А. Афонин. В продолжение этой темы И.И. Потворов, заместитель председателя АПР, отметил, что практико-ориентированное обучение имеет сейчас другой смысл. Под ним понимается формирование не только профессиональных ценностей и компетентностей. И не совсем правильно считать, что целью ПОО является подготовка к определённой одной профессии. Формирование креативной, не теряющейся в изменяющихся обстоятельствах личности лежит в основе ПОО сегодня. В конечном счёте, как чётко прозвучало на круглом столе, практико-ориентированное обучение не единственный и главный принцип, а один из основных принципов, который будет отражён в Концепции.

 

 ТАЛАНТАМ НАДО ПОМОГАТЬ

 Конечно, в этом документе найдёт место и такое важное направление, как работа с одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Знакомя участников круглого стола с состоянием работы по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей, учащихся гимназии № 1 Брянска, заместитель директора гимназии Л.А. Чернышова выделила основные линии этой деятельности. Прежде всего это создание условий для развития способностей гимназистов независимо от социального положения и финансовых возможностей родителей, а также исходя из индивидуальности каждого учащегося. Механизмом формирования индивидуальности признана технология индивидуального учебного плана (ИУП), так как она позволяет найти более полноценный и гибкий вариант организации профильного обучения.

Среди направлений системы выявления и развития одарённых детей в гимназии № 1 — олимпиадное движение при методической и психолого-педагогической поддержке каждого его участника, стимулирование педагогов, в том числе финансовое через фонд стимулирования, к работе со способными детьми, к повышению своей квалификации. Показателем такой работы служит успешная защита на соискание учёной степени кандидата наук в прошлом году трёх учителей гимназии.

В учреждении внедряются современные технологии обучения, создающие условия для выявления и развития талантливых ребят. Гимназия является федеральной экспериментальной площадкой по теме «Педагогика сотворчества как стратегия развития гимназии в условиях новых образовательных стандартов», руководит которой А.Г. Асмолов. В прошлом году гимназия стала победителем областного конкурса региональных экспериментальных площадок инновационных учреждений области по данной теме.

Л.А. Чернышова поделилась предложениями с целью совершенствования работы по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей и талантливой молодёжи. Среди них — создание координационного центра, развитие системы профильных лагерей и смен, открытие информационно-образовательного интернет-портала, рассчитанного на одарённых учеников сельских школ, организация «Университетских суббот» по примеру Москвы. По «субботам» любой ученик или студент может посещать мастер-классы, лекции в любом вузе. Можно внедрить «Инженерные субботы» на базе брянских технических вузов, на факультетах и кафедрах с экскурсиями в лаборатории, производственные зоны и роботариумы.

Прозвучали также предложения по созданию стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных организаций и оказанию финансового содействия учреждениям образования, успешно работающим с одарёнными детьми. Не менее важно, как отметила Л.А. Чернышова, обеспечивать в области социальные лифты для талантливой молодёжи. Ведь одарённых выпускников школ, окончивших вузы, без опыта работы нигде не принимают. И они уезжают в другие регионы, а впоследствии и за рубеж. Призывы к ним оставаться в родном краю не должны выглядеть просто декларациями.

  

КУРС — НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

 О совершенствовании финансово-экономических механизмов в сфере образования рассказала заместитель директора департамента образования и науки Е.В. Егорова. На тему повышения доступности качественного образования выступил директор Сещинской средней школы Дубровского района С.В. Романов. Обеспечению доступности дошкольного образования, по его словам, способствует создание в школах района дошкольных групп. В Сещинской школе их три. Вопросы кадрового обеспечения и, в особенности, материально-технического оснащения образовательных организаций должны быть, по его словам, под пристальным вниманием повсеместно. Их состояние должно отвечать требованиям госстандартов. Но, к примеру, в процессе внедрения ФГОС в основном общем образовании пока остаются трудности. Нужны, по мнению выступающего, федеральные и региональные программы развития материально-технической базы учреждений наподобие областной программы развития центров технического образования.

Что касается подготовки кадров, повышения квалификации педагогов, в Сещинской школе, как рассказал директор, сложилась хорошая практика сотрудничества с издательским домом «1 сентября». Это позволяет школе принять участие в проекте «Школа цифрового века». Учителя получили доступ к учебной, методической литературе, проходят бесплатные 36-часовые курсы повышения квалификации и два десятка 6-часовых модульных курсов по различным направлениям педагогической деятельности. При этом расходы на одного учителя составили всего 340 рублей в год.

На круглом столе шёл откровенный разговор. Некоторые выступления с мест сводились к тому, что при наличии сегодняшней материально-технической базы, когда в школах, особенно сельских, устаревшие оборудование, мебель, станки в мастерских, трудно воспринимать положения Концепции, в которой ставятся масштабные задачи с учётом требований даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Но, как выразился ректор БИПКРО И.Н. Пихенько, «на карете прошлого в будущее не уедешь». Несмотря ни на что, отставать нельзя. Выработанная Концепция как раз и позволит подтягиваться до уровня инновационных школ, обеспеченных современным оборудованием. И тратиться придётся в будущем в основном на технологии. Сам учитель должен выбирать программы по самообразованию, а их около 150. И надо точечно помогать учителю овладевать квалификацией. Для этого следует разработать систему обеспечения учительского роста, опираясь на инновационные практики, внедряя их в школе. Такие как, к примеру, игропедагогика. А задачу обеспечения непрерывного учительского образования, которую решают в основном школы, каждая по-своему, лучше перевести на региональный уровень.

Всем участникам круглого стола было предложено передать свои наработки по Концепции развития системы образования до 2025 года в БИПКРО, где их рассмотрят и, возможно, учтут при выработке этого документа.

Владимир СИЛАЕВ

Брянская учительская газета. № 39 (751) 13.10.2017 г.